Родился 6 февраля 1969 года в Сочи. Отец – Пашутин Юрий Захарович (1943 г. рожд). Мать – Пашутина Татьяна Юрьевна (1950 г. рожд.). Супруга – Ирина (1964 г. рожд.). Сын – Роман (1990 г. рожд.).
«Вечно второй»… Довольно странно, но в мире профессионального спорта вряд ли возможен ярлык более обидный для его обладателя. Всю жизнь Евгений Пашутин без страха и упрека непоколебимо шел на встречу со своей заветной «золотой» мечтой, оставаясь всего лишь в шаге от намеченной цели. Его путь – путь ежедневной борьбы с несправедливостями судьбы, с изменчивым настроением Фортуны, с постепенно накапливающейся усталостью и подкрадывающейся очередной неудачей. С каждым годом такая борьба дается все тяжелее. Хочется плюнуть на все и уйти…
Когда в 2002 году 33-летний Евгений Пашутин принял решение перебраться в великий баскетбольный клуб ЦСКА, некоторые «доброжелатели» высказали предположение, что «Джон» (как его величали в баскетбольных кругах) сдался – решил под конец карьеры, отступившись от собственных принципов, наконец положить себе в карман постоянно ускользавшую прежде из его рук золотую медаль. О каких принципах идет речь? В первую очередь о том, что с определенного момента Евгений систематически отвергал предложения о переходе в команду в качестве запасного, подменяющего игрока. Эта твердая и устоявшаяся позиция Пашутина всю жизнь и являлась тем пресловутым камнем преткновения, из-за которого ему так долго не доводилось триумфально вскинуть руки после финальной сирены заключительного поединка чемпионата. Казалось, он постоянно плыл против течения, отклоняя предложения команд-фаворитов, главным из которых однозначно является армейский суперклуб. Конечно, он хотел победить – но настоящей победой для Пашутина могла стать только та, которая была бы одержана над сильнейшими, не над прочими. И тут неожиданная новость: Евгений – в ЦСКА. На радость злопыхателям и завистникам. Устал, отчаялся, смирился? Так ли это? И почему?..
В захлестнувший его мир баскетбола Евгений попал 10-летним пареньком, как попадали туда и многие другие ребята, так и не сумевшие реализовать себя в большом спорте. Однажды на урок физкультуры пришла Жанна Юрьевна Пахмутова, дочь известного тренера Юрия Ивановича Пахмутова, под заботливое крыло которого суждено было попасть нашему герою. Среди выстроившихся в шеренгу мальчиков она отобрала самых высоких, к числу которых относился и Евгений. Предела радости для ученика 3-го класса Пашутина на тот момент найтись просто не могло – да и как иначе, если баскетбол был самым популярным видом спорта в школе, а в секцию стремились попасть все мальчишки! Но родители тут же поставили строгое условие: первым делом – учеба, а потом все остальное. Для многих это препятствие оказалось непреодолимым, но не для Евгения. Отличником он не был, но ни малейших претензий родители предъявить к начинающему баскетболисту не могли – до 8-го класса, когда Пашутину впервые пришлось познать спорные прелести кочевой жизни профессионального спортсмена, в дневниках Евгения были только «четверки» и «пятерки».
Отношения внутри семьи, подарившей отечественному спорту два ярких имени (младший брат Евгения Захар – Заслуженный мастер спорта России, действующий баскетболист ЦСКА, один из лучших баскетболистов страны), были трепетными, преисполненными любви. Родители, приехавшие в Сочи из разных городов, встретились за два года до рождения Евгения – и больше не расставались. Мать работала заведующей хозяйством в детском саду, отец – строителем. Жили скромно и дружно, без ссор и волнений. Та искренняя признательность родителям за счастливые детские годы, которую до сих пор испытывает Пашутин, ощущается в каждом его слове при разговоре об отце и матери.
Нетрудно представить, как тяжело дался Евгению его первый переезд – в Петербург. Но он был необходим – где, как не в городе на Неве, настоящей кузнице баскетбольных талантов, у Пашутина была бы такая же прекрасная возможность для роста. И не в физическом отношении, а в профессиональном. Наставники уже успели убедиться, что призвание Пашутина – руководить партнерами на площадке – соотносится с его природными данными, и закрепили за ним позицию разыгрывающего, для успешного выступления на которой рост не столь принципиален. Приметив перспективного плеймейкера на одном из региональных турниров, руководители 62-го питерского спортивного интерната сразу же позвали его к себе. Но Евгений отказался – срываться в неизвестность, тем более посреди учебного года было не в его правилах. И только тщательно все взвесив, посоветовавшись с родными и тренером, он принял это ответственное решение и в 15-летнем возрасте очутился в совершенно незнакомом городе.
Первый год в Питере был одним из самых трудных в жизни Евгения. Немудрено: помимо естественных трудностей периода адаптации на новом месте Пашутин столкнулся с качественно иным уровнем баскетбола. Попав в коллектив не уступавших ему технически и заметно превосходящих физически ребят, Евгений осознал, как много усилий ему придется приложить на тренировках, чтобы хотя бы приблизиться к уровню своих ровесников. Потихоньку обжившись в Северной столице, Пашутин с головой окунулся в напряженную работу. За пару лет с Евгением произошли значительные перемены. Из щуплого мальчика, опешившего от обрушившегося на него многообразия событий и не представлявшего себе реалии жизни настоящего баскетболиста, он превратился в возмужавшего бойца, уверенно шедшего к осуществлению поставленной перед собой цели.
После интерната транзитом через дубль «Спартака» Пашутин оказался сначала в молодежном, а потом и в первом составе именитого питерского клуба. В то время команда переживала финансовый кризис. У руководителей клуба, лишившихся целого ряда ключевых игроков, не оставалось никакого другого выбора: «Спартаку» предстояло преодолеть болезненный этап смены поколений. В этом непростом положении прекрасный шанс проявить себя появился у юных воспитанников местных спортшкол. Одним из таких счастливчиков и стал Евгений. Правда, сезон для команды получился провальным – последнее место явно не могло удовлетворить запросы привередливых болельщиков «Спартака», особенно после предыдущей «бронзы». Тем не менее опыт игры против изобиловавших звездами «Жальгириса» и ЦСКА был неоценим для делавших первые шаги в большом баскетболе парней. На самого Евгения наибольшее впечатление произвел находившийся уже на закате своей карьеры легендарный литовский разыгрывающий Шарунас Марчюленис. Справиться в защите с невероятно одаренным физически, наделенным сумасшедшей стартовой скоростью плеймейкером «Статибы» было непосильной задачей для Пашутина. Но только так, набив шишки в противоборстве с самыми лучшими, можно было двигаться дальше.
В 1995 году Пашутина пригласили в саратовский «Автодорожник». Возглавлявший команду Владимир Евстафьевич Родионов первым из хозяев региональных клубов предпринял попытку создать конкурентоспособный коллектив за границами столичных мегаполисов. Такая задача, конечно, не могла не прельстить Евгения: после 4 лет в «Спартаке» и «серебряного» года на скамейке запасных в московском «Динамо» у Пашутина снова появилась возможность постоянно играть и бороться за подиум российского первенства и за его первую ступень. Уютный, гостеприимный Саратов, переживавший в ту пору настоящий баскетбольный бум, стал вторым домом для Евгения. На улицах, в магазинах, буквально всюду только и говорили о двухметровых кумирах целого города. И это, безусловно, придавало силы и уверенности в борьбе с могущественными противниками из Златоглавой.
В Саратове Пашутину, по его же словам, повезло. Уже через сезон Евгений прочно обосновался на позиции основного «первого» номера (разыгрывающего) «Автодора». Та команда была коллективом единомышленников, очень удачно дополнявших друг друга на площадке и поддерживавших друг друга за ее переделами. Здесь он попал в неповторимую атмосферу единения, сплоченности, всеобщей гармонии, необходимую для достижения высоких результатов. Бесспорно, одной из главных причин, по которой Пашутин задержался в Саратове на 4 года, стало претворение в жизнь долгожданной надежды сыграть в одной команде вместе с братом Захаром. Существенная разница в возрасте прежде мешала этому – теперь же семейный тандем в союзе с Андреем Мальцевым и литовским дуэтом Гинтарас Эйникис – Дарюс Лукминас образовали одну из самых классных и сбалансированных стартовых пятерок в чемпионате России. Мимолетного взгляда на баскетбол в исполнении этого сочетания было достаточно, чтобы прочувствовать колоссальную внутреннюю энергию, исходившую от этих парней. Сражаясь до последнего в любой, пусть казавшейся изначально обреченной на неминуемую неудачу встрече, «Автодор» с завидной стабильностью огорчал куда более благополучные в денежном отношении клубы.
Объективно, по мнению самого Евгения Пашутина, стать чемпионами страны саратовцы не могли. В ЦСКА на тот момент были собраны почти все российские «сборники», а также умелые, хорошо обученные американцы. Так что всемером, а большее число баскетболистов «Автодор» задействовал крайне редко, выдерживать пятиматчевые баталии с армейцами было практически нереально. Это противостояние, ставшее классикой отечественного спорта 1990-х, пополнило коллекцию Пашутина несколькими новыми медалями. Но все они были не той пробы. Не золотой…
В 1999 году настигшие «Автодор» финансовые неурядицы подвигли лидеров команды искать новые варианты продолжения карьеры. Евгений искренне не хотел покидать Саратов. Но переход от битв за награды чемпионата к жарким схваткам за место в плей-офф тоже не вызывал у него особого интереса. В то же время оставаться в России Пашутину было как-то не с руки: слишком многое его связывало с «Автодором», чтобы перебираться в стан недавних конкурентов. Поэтому предложение от израильского «Маккаби» из города Ришон подоспело вовремя: кардинальная смена обстановки, любопытный опыт легионера – этого было вполне достаточно для Евгения, чтобы согласиться на отъезд в Землю обетованную.
Здешняя лига имеет одну, но очень значительную особенность – в ней созданы условия максимального благоприятствования для единственной команды – тель-авивского «Маккаби», представляющей страну на главном европейском клубном турнире – Евролиге. Все остальные коллективы беспрекословно вкалывают на столичного гранда, подготавливая для него талантливые молодые кадры. Но сдаваться без боя Пашутин не собирался. Доставшаяся ему команда под руководством начинающего тренера Шарона Друкера (наставника «Урал-Грейта» в сезоне 2004/05 года) и с действующим игроком питерского «Динамо» Келли Маккарти в составе привлекла Евгения именно своей строптивостью и неуступчивостью – его собственными чертами характера. В итоге «Маккаби» добрался до привычной для Пашутина второй строчки в медальном зачете. Для клуба же то «серебро» стало наивысшим достижением в его истории…
Одного года на чужбине хватило Пашутину, чтобы понять, как сильно он привязан к Родине, к России. Новый контракт с «Маккаби» Евгений заключать не стал. «В своей стране играть всегда лучше и приятней» – таково мнение Пашутина. Так что решение возвратиться в российский чемпионат далось ему очень легко. Особенно если учитывать тот факт, что заинтересованность в Евгении выразил набиравший с каждым годом вс? большие обороты казанский «Уникс». Президент клуба Евгений Борисович Богачев сделал очень многое, чтобы поднять баскетбол в регионе на новую высоту. У команды появился соответствующий европейским стандартам стадион, была построена тренировочная база. С наставником команды Станиславом Ереминым Евгений был хорошо знаком и прекрасно представлял себе требования и высокую квалификацию этого специалиста. Два сезона в Казани принесли две очередные серебряные медали. Они завоеваны в бескомпромиссной борьбе и дали Евгению немалый опыт в его карьере спортсмена-профессионала. И все-таки… амбициозному Евгению судьба вновь лишь ухмыльнулась, присудив ему 2-е место…
Второй сезон в «Униксе» Евгений не рассматривал как последний. Однако ему позвонил генеральный директор ЦСКА Сергей Валентинович Кущенко и обрисовал перспективы армейского клуба. Е. Пашутин без колебаний отбыл в Москву. И на то были веские причины. В России создавался уникальный для России клуб, ставивший перед собой задачу победить в каждом турнире – будь то предсезонный кубок или Евролига УЛЕБ. Конечно, такая клубная философия не могла не заинтриговать Евгения Пашутина. Он принял вызов, пожалуй, наиболее серьезный в его жизни. ЦСКА открывал новую страницу в истории отечественного баскетбола, и Евгению суждено было стать одним из ее творцов. Представшие после бурного межсезонья-2002 в абсолютно неузнаваемом обличье, «красно-синие» очень скоро заставили говорить о себе всю Европу. Победа в чемпионате страны и выход в «Финал четырех» Евролиги стали красивой и закономерной развязкой дебютного выступления ЦСКА новой эры. По выражению самого Е. Пашутина, «С.В. Кущенко вместе с главным тренером Душаном Ивковичем изменили отношение людей к баскетболу – наш вид спорта стал гораздо более популярным, болельщики снова потянулись на трибуны, как в советские годы. Высоких результатов можно добиваться только при продуманной и проработанной всесторонней организации внутренней жизни клуба. И в ЦСКА теперь дело построено именно таким образом. Поэтому мы выигрывали тогда, выигрываем и теперь». В составе ЦСКА заслуженный мастер спорта России, игрок национальной сборной страны, многократный призер и участник Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы Евгений Пашутин стал наконец обладателем долгожданной золотой медали российского первенства, участником престижного «финала четырех» Евролиги УЛЕБ.
«”Золото” сезона-2002/03 вызвало у меня огромную радость, – говорит Евгений Пашутин. – Эмоции переполняли, мы ведь сделали большое дело. Так что вешать кроссовки на гвоздь я не планировал. Но после завершения того сезона мне предложили занять пост тренера в штабе армейской команды. Такие предложения поступают нечасто, и я согласился. О чем ничуть не жалею». Вскоре пришел первый успех: под руководством Пашутина баскетболисты молодежной команды ЦСКА сумели добиться того, что не вышло у их старших товарищей, – победить в Евролиге.
Следующий и уверенный шаг на тренерском поприще Евгений сделал с молодежной сборной России, главным тренером которой его назначили в 2004 году. Уже на следующий год его подопечные сотворили сенсацию: стали лучшей командой Европы, впервые выиграв «золото» на первенстве континента за последние 15 лет. Этот успех принес Е. Пашутину звание заслуженного тренера России.
С 2003 года Евгений Пашутин входит в тренерский штаб ЦСКА. Идет накопление тренерского опыта в борьбе с лучшими командами Старого света. Два года он работал под руководством одного из лучших тренеров Европы серба Душана Ивковича и далее – такого авторитетного мастера, как итальянец Этторе Мессина. Как тренер Евгений дважды выигрывал золотые медали первенства России, два раза участвовал в «Финале четырех» Евролиги УЛЕБ.
Е.Ю. Пашутин – заслуженный мастер спорта России. Выступал за клубы: «Спартак» (Санкт-Петербург, 1990–1994), «Динамо» (Москва, 1994–1995), «Автодорожник» (Саратов, 1995–1999), «Маккаби Ришон» (Израиль, 1999–2000), «Уникс» (Казань, 2000–2002), ЦСКА (2002–2003). Серебряный призер чемпионата мира 1994 года, бронзовый призер чемпионата Европы 1997 года, участник Олимпийских игр 2000 года (Сидней), чемпионата мира 2002 года, чемпионатов Европы 1999 и 2000 годов. Обладатель золотой медали чемпионата Европы среди молодежных команд как главный тренер (2005) и молодежного турнира Евролиги как главный тренер молодежной команды ЦСКА (2003), чемпион Евролиги (2005/2006). Чемпион России 2003 года (как игрок), 2005, 2006, 2007 годов (как тренер), трехкратный обладатель Кубка России (2005, 2006, 2007, как тренер), неоднократный призер первенств России. Финалист Евролиги (2007), серебряный призер первенства Израиля-1999/2000. Самый ценный игрок чемпионата России-1997/98. Принимал участие в Матче всех звезд России-99. Был лидером чемпионата Суперлиги-2000/01 по голевым передачам – 5,9.
Живет и работает в Москве.