Онлайн энциклопедия ЦСКА

Люди и события
 
 

Нырков Юрий Александрович

nyrkov_01.jpg

Нырков Юрий Александрович. Защитник. Заслуженный мастер спорта. Заслуженный работник физической культуры России.

Родился 29 июня 1924 г. в г. Вышнем Волочке Тверской губернии. Скончался 20 декабря 2005 г. в г. Москве.

Воспитанник юношеской команды московского стадиона "Юных пионеров".

Выступал за команды ГСВГ (1946 - 1947), ЦДКА Москва (1948 - 1952, 1954), г. Калинина (1952), МВО Калинин (1953).

Чемпион СССР 1948, 1950, 1951 гг. Обладатель Кубка СССР 1948, 1951 гг.

За сборную СССР сыграл 3 матча (в т. ч. - 3 матча за олимпийскую сборную СССР). Также за сборную СССР сыграл в 9 неофициальных матчах.

Участник Олимпиады 1952 г.

Председатель федерации футбола РСФСР (1990 - 1991). Председатель Комитета ветеранов футбола РФС (1992 - 1997). Президент фонда ветеранов армейского футбола имени Григория Федотова (1994 - 2005).

СЛАВНЫЙ АРМЕЙСКИЙ И СПОРТИВНЫЙ ПУТЬ

В 1928 году семья Нырковых переехала в город Чапаевск Самарской области, затем временно жила в селе Путилове Пушкинского района Московской области. До 1936 года отец работал на строительстве знаменитого Софринского полигона.

В 1936 году семья переехала в Москву. В футбол Юрий начал играть в 1937 году в дворовых командах сначала на Миусской площади, затем в Измайлово (на 9-й Парковой улице), увлекся занятиям по футболу и хоккею, выступал за Сталинский район (ныне - Первомайский).

В 1936 году был принят в детскую команду стадиона юных пионеров, которая выступала тогда на Центральном стадионе "Динамо" в первом юношеском международном матче против команды детей, эвакуированных из Испании, и выиграла у них, за что нарком финансов СССР В. Чубарь вручил каждому участнику карманные часы, которых не было в то время не только у детей, но и большинства взрослых. Ю. Нырков выступал за юношескую команду вместе со знаменитым в будущем хоккейным тренером А. Кострюковым, а затем - за "Крылья Советов", где его первыми тренерами были А. Чистяков, Н. Никитин, П. Канунников). Параллельно с футболом зимой играл в русский хоккей.

Сразу после начала Великой Отечественной войны, 30 июня 1941 года, по путевке комсомола был направлен на строительство оборонительных укреплений под Вязьмой. В октябре 1941 года вернулся в Москву, а затем вновь получил направление в город Карачев Брянской области. В связи с наступлением немцев был переведен в окрестности города Богородецка (под Тулой), где исполнял обязанности десятника. В этом качестве участвовал в строительстве оборонительных сооружений на реке Суре. В мае 1942 года был призван в ряды Красной Армии и направлен на учебу в Тамбовское артиллерийское техническое училище.

И сейчас Юрий Александрович вспоминает, каким тяжелым было начало службы, когда за малейшую оплошность получал наряды вне очереди и выполнял разные хозяйственные работы по конюшне, где, не зная нрава лошадей, можно было легко нарваться на таких, которые могли укусить или лягнуть.

Училище Юрий Нырков окончил в мае 1943 года в звании младшего лейтенанта, после чего был направлен в полк самоходной артиллерии, формирующийся в городе Ивантеевке Московской области, а затем - на Калининский фронт. Ю. Ныркову пришлось командовать взводом подвоза боеприпасов для полка самоходной артиллерии, который только что появился на фронте.

Полк входил в состав частей Резерва Верховного Главнокомандования и служил для усиления частей наступавшей армии. Ныркову пришлось служить в самых опасных точках, под огнем вражеской артиллерии, где его часть несла тяжелые потери.

Ю. Нырков участвовал в Корсунь-Шевченковской операции, в уничтожении многих окруженных группировок гитлеровцев. Осуществилось новое формирование, полк направлен через Сандомирский плацмарм, с боями прошел Польшу, вошел в г. Штеттин. Откуда полк был переброшен на юг в направлении г. Кюстрина для подготовки к прорыву немецкой обороны совместно с другими частями фронта и дальнейшего движения к Берлину, участвовал в форсировании реки Эльбы в составе войска РВГ, входившего в состав 1-го Белорусского фронта, которым командовал маршал Г.К. Жуков.

В январе-феврале 1945 г. участвовал в знаменитой операции в районе г. Кюстрин в составе полка, когда ночью вражеская территория была освещена множеством прожекторов для ослепления находившихся там войск и с боями подошли к Берлину. Закончил войну 11 мая 1945 года на улице Шпандау-аллее в центре Берлине в звании старшего лейтенанта, в должности командира взвода САУ.

С началом мирной жизни после окончания войны по приказу командира полка стал организатором спортивной команды, причем никакой спортивной формы не было, в футбол играли кто в чем мог: кто в ботинках, кто в сапогах, но было страстное желание участвовать в соревнованиях. Команда части выиграла состязания сначала в составе дивизии, затем корпуса и армии. На Спартакиаде Группы Советских оккупационных войск Германии в 1946 г. команда 3-й ударной армии выиграла Кубок ГСОВГ.

Осенью 1946 г. в ГСОВГ приезжала команда ЦДКА в своем сильнейшем составе и провела там ряд товарищеских встреч и после одного из матчей к нему подошел, как позже оказалось А.В. Тарасов и настойчиво предложил перейти в команду ЦДКА. Юрий Нырков долго не соглашался на переход в команду, но пришел приказ откомандировать его в ЦДКА и хотя Ю. Нырков был болен, его направили самолетом в Москву, куда он прибыл в аэропорт Быково 9 мая 1947 г.

Сначала играл за дублирующий состав ЦДКА, команда клуба стала победителем первенства СССР, но в матче на выезде с киевскими динамовцами получил тяжелую травму колена и по рекомендации врачей был отправлен на лечение в санаторий в Феодосию.

Сезон 1948 г. Ю. Нырков очень сильно сыграл в составе ЦДКА, стал чемпионом СССР и обладателем Кубка страны. Однако простудился, наступили осложнения в почках и зимой 1949 г. проходил курс лечения в госпитале Н. Бурденко, а затем министерство обороны выдало ему путевку на лечение в местечко Байрам-Али (Туркмения).

Играл в ЦДСА с марта до августа 1952 г. и отсутствующего в некоторых матчах А. Гринина, заменял в качестве капитана команды, а летом в составе сборной СССР участвовал в XV Олимпийских играх в Финляндии, был участником матчей против сборной Болгарии и дважды со сборной Югославии. Проигрыш сборной Югославии осложнил взаимоотношения между лидерами СССР и Югославии, что послужило основанием расформирования команды ЦДКА.

В сентябре 1952 г. находился в составе команды г. Калинина, переименованную затем в команду Московского Военного округа и с возрождением ЦДСА в 1954 г. вновь играл в этой команде.

Осенью 1953 г. поступил в Академию бронетанковых войск, а в 1954 году министр обороны пригласил Ныркова в команду ЦДКА для ее восстановления. В декабре 1956 г. он окончил академию в звании майора и направлен в должности начальника штаба танкового батальона и находился в различных командных должностях в Управлении кадров ГСВГ до 1964 г.

Позже был направлен в Москву в отдел кадров Академии Генерального штаба, а затем назначен в отдел кадров и с 1965 г. по 1980 г. назначен на должность заместителя начальника управления, затем до октября 1989 г. служил начальником управления кадров Главного управления Генерального штаба СССР.

Во время прохождения службы был заместителем председателя Спорткомитета ГСВГ, часто реферировал матчи, являясь судьей республиканской категории, которую получил еще в 1958 г. Часто организовывал встречи команд ветеранов, судил матчи с участием советских армейских команд с клубами ГДР, с командой ЦСКА, часто навещавших воинов-интернационалистов в ГДР.

Высокое звание генерал-майора было присвоено в 1980 г.

Работал председателем Федерации футбола РСФСР и одновременно являлся заместителем председателя Федерации футбола СССР (1990-1991), был председателем комитета ветеранов РФС (1992-1997), а в настоящее время - президент Фонда ветеранов армейского футбола имени Григория Федотова (с 1994 г.).

Высоких званий в армейской службе и славный спортивный путь заслужил упорным трудом, рассчитывая только на свои силы и знания, настойчиво преодолевая трудности и невзгоды, неоднократно встречавшиеся в суровой жизни.

В записи нет меток.

Комментирование закрыто.